Этот автомобиль способен решать сложные задачи в различных отраслях. Рассмотрим более подробно основные сферы его применения.
МАЗ часто используют для перевозки больших объёмов щебня, гравия, песка и грунта на строительные площадки. Кроме транспортировки грузов, самосвал используется для вывоза строительного мусора и отходов.
Грузовик активно применяется в дорожном строительстве для доставки асфальтовой смеси и других материалов, необходимых для укладки дорог. Специальные модификации с подогревом кузова позволяют перевозить горячие смеси, предотвращая их преждевременное затвердевание.
В горнодобывающей промышленности автомобиль МАЗ используется для транспортировки руды, угля, песка и других полезных ископаемых. Его мощный двигатель и надёжная подвеска позволяют работать в тяжёлых условиях карьеров.
В металлургической и других отраслях промышленности самосвал перевозит сырьё и полуфабрикаты. Высокая грузоподъёмность и надёжность делают его незаменимым помощником на производственных площадках.
МАЗ активно используется в агросекторе для транспортировки зерна, картофеля, овощей и других сельскохозяйственных продуктов. Большой объём кузова позволяет перевозить значительные объёмы продукции за один рейс. Самосвал также применяется для доставки удобрений и кормов на фермы
В коммунальном хозяйстве МАЗ используется для вывоза крупногабаритного мусора и отходов. Его вместительный кузов и возможность установки специализированного оборудования делают его эффективным средством для поддержания чистоты в городах и поселках.
Зимой грузовики МАЗ часто используются для уборки снега с дорог и улиц. Мощность и проходимость позволяют им работать в самых сложных погодных условиях.
Автомобиль находит применение в вооруженных силах и аварийно-спасательных службах для транспортировки оборудования, личного состава и эвакуации техники. Его надёжность и проходимость обеспечивают решение задач в экстремальных условиях.
Самосвал часто используется для строительства и ремонта инфраструктуры, включая мосты, дамбы и другие крупные объекты.
Автомобиль МАЗ обладает грузоподъёмностью 20 тонн, поэтому его часто выбирают для тяжёлых грузоперевозок. Ковшовый кузов позволяет эффективно перевозить сыпучие материалы. Конструкция платформы с подрамником позволяет одностороннюю, что значительно увеличивает универсальность машины. МАЗ оснащён двойной рамой типа «лонжерон в лонжероне», что придаёт конструкции дополнительную жесткость.
С 1994 года конструкция грузовика непрерывно улучшается. Минский автомобильный завод уделяет внимание, как техническим аспектам, так и удобству использования техники, что делает этот самосвал популярным в среде водителей. Каждый элемент автомобиля создавался с учетом практических требований, что позволило устранить выявленные недостатки, повысить производительность и удобство использования. Независимо от того, нужен ли самосвал с задней разгрузкой, в ассортименте заводской линейки покупатель всегда найдет оптимальный вариант.
Грузовики МАЗ-551605 и МАЗ-5516А5 укомплектованы кузовом в виде ковша объемом от 12,5 до 15,4 м3. Модели позволяют производить заднюю разгрузку, и оборудованы системой обогрева платформы выхлопными газами для исключения примерзания сыпучих грузов к днищу при низких температурах воздуха. Конструкция позволяет устанавливать кузов прямоугольного сечения объёмом 12,5 м3 с задней разгрузкой.
Самосвалы МАЗ-551608 и МАЗ-5516А8 снабжены прямоугольным кузовом вместимостью 15,4 м3 с задней разгрузкой.
Грузовики МАЗ-551605 и МАЗ-5516W4-420 имеют U-образную платформу объёмом 9 м3 с задней разгрузкой и обогревом кузова.
В таблицах представлены основные параметры автомобиля:
Характеристика |
Значение |
Колёсная формула |
6х4 |
Максимальная скорость |
80 км/ч |
Расход топлива |
30 л на 100 км |
Объём топливных баков |
350 л |
Параметр |
Значение |
Базовая грузоподъёмность |
до 20 тонн |
Снаряжённая масса |
от 9 825 до 13 925 кг (в зависимости от модификации) |
Полная масса |
13,5 тонн |
Разрешённая грузоподъемность |
от 15 100 до 20 000 кг |
Допустимая масса автомобиля |
от 25 000 до 30 000 кг |
Нагрузка на передний мост |
6 000-7 000 кг |
Нагрузка на заднюю часть |
19 000-26 000 кг |
Допустимый вес автопоезда |
55 000-63 000 кг |
Показатель |
Значение |
Длина |
7 080-9 875 мм |
Ширина |
2 500-2 550 мм |
Высота |
3 100-3 210 мм |
Дорожный просвет (клиренс) |
240-280 мм |
Характеристика |
Значение |
Длина |
7,19 м |
Ширина кабины |
2,5 м |
Высота кабины |
3,1 м |
Длина колёсной базы |
3,85 м + 1,4 м |
Ширина колеи переднего моста |
1,97 м |
Ширина колеи заднего моста |
1,865 м |
База тыльной тележки |
1 400 мм |
Самосвал в процессе своей модернизации использовал несколько типов дизельных двигателей. Эти моторы разные по мощности, экологическим стандартам, производителям и техническим характеристикам.
На МАЗ 551605 и МАЗ 5516А5 устанавливают два варианта силовых установок: ЯМЗ-238Д—самый распространённый восьмицилиндровый мотор рабочим объёмом 14,86 л или двигатель ЯМЗ-6582.10 (11,15 л). Оба дизеля выдают 330 лошадиных сил. Самосвалы МАЗ 551608 и МАЗ 5516А8 оборудованы V-образными восьмёрками ЯМЗ-7511.10 или ЯМЗ-6581.10 мощностью 400 л.с. Крутящий момент этих моделей при равных оборотах (1100-1300 об./мин.) составляет соответственно 1715 и 1766 Н·м.
Грузовики МАЗ-551685 и МАЗ 5516W8-420 комплектуются рядным 6 цилиндровым мотором с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха модели Cummins 6ISBe. Рабочий объём установки—6,7 л, мощность—300 л.с. при 2500 об./мин.
Часть самосвалов имеет на вооружении немецкий турбодизель серии Deutz BF6M1013FC рабочим объёмом 7,15 л, который генерирует мощность 286 л.с. Некоторые грузовики, чтобы обеспечить соответствие Евро-5, комплектуют двигателями Weichai, Mercedes и MAN.
Грузовик оснащают механическими коробками передач, которые обеспечивают надёжное и эффективное управление автомобилем:
Самосвал снабжён гидравлическим усилителем руля, что обеспечивает лёгкость и точность управления даже при полной загрузке. Это особенно важно при маневрировании на строительных площадках и в условиях ограниченного пространства.
Тормозная система включает:
Конструкция разработана с учётом потребностей водителя, обеспечивая комфорт и удобство в управлении. Существует два варианта кабины — короткая и длинная. Длинная кабина оснащена спальным местом, что позволяет отдыхать в длительных поездках. Для создания комфорта водителю при длительных поездках и движении по неровным дорогам его кресло выполнено подрессоренным. В некоторых модификациях предусмотрен подогрев двигателя и кабины, что позволяет эксплуатировать самосвал в холодных климатических зонах. Также нужно отметить эргономичное расположение органов управления, что обеспечивает удобство в использовании всех систем автомобиля.